Места, где есть движение
Кластеры
В настоящее время в Петербурге насчитывается более 100 общественных пространств — как формата общего благоустройства, так и креативных кластеров, сочетающих в себе множество различных функций. Являясь важным инструментом городских изменений, они способны сделать локацию более привлекательной и создать новую точку притяжения не только для горожан и творческого комьюнити, но и для потребителей креативного продукта. По мнению экспертов, подобные преобразования способствуют росту стоимости недвижимости в локации и повышению класса реализуемых девелоперских проектов.
Городские общественные пространства серьезно различаются по масштабу, источникам и объему инвестиций, направленных на их создание. Так, если речь идет о благоустройстве (например, о создании сквера или парка), то оно, за редким исключением, финансируется за счет бюджетных средств или же является социальной инициативой — отдельного мецената или компании. Когда же реализация проекта подразумевает четкую инвестиционно-коммерческую составляющую, то это, как правило, связано с появлением так называемых креативных кластеров. Последние зачастую становятся не просто местами отдыха и проведения досуга граждан, но и мощным экономическим и культурным драйвером для развития и повышения статуса локации.
«Общественные пространства могут быть разными. Это и коворкинги, и арт-студии, галереи и концертные площадки, мастерские и гастрономические пространства, скверы и парки. Все они не прямые конкуренты друг другу, но для гармоничного развития города важно, чтобы эти места были максимально рассредоточены, а не "собраны" в центре»,— рассуждает президент группы RBI Эдуард Тиктинский.
Однако самые известные городские точки притяжения расположены преимущественно в центральной части Петербурга или же в локациях так называемого «серого пояса». Креативные кластеры тяготеют к историко-культурным пространствам города: к Центральному, Адмиралтейскому и Петроградскому районам, а также к Василеостровскому острову, делится мнением вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина.
Креативные площадки, как правило, формируются на месте бывших промзон, фабрик, заводов и иных не функционирующих более зданий. Среди наиболее ярких примеров участники рынка называют «Севкабель Порт» и культурный квартал «Брусницын», Новую Голландию, Design District DAA, «Ленполиграфмаш», Левашовский хлебозавод, «Люмьер Холл», Vokzal 1853, «Флагшток», общественное пространство Seno.
В этом году список пополнился новыми точками. Так, в конце лета в бывшем Некрасовском телефонном узле открыли социально-культурный кластер «АТС на Некрасова». В бывшем варочном цеху завода «Степан Разин» с октября заработало мультимедийное арт-пространство «Цистерна». На Васильевском острове анонсировано креативное пространство «Брюллофт» в особняке семьи архитектора Александра Брюллова. Постепенно развивается общественное пространство внутри небоскреба «Лахта-центр». Осенью там презентовали планетарий, зал-трансформер, а к концу года ожидается открытие смотровой площадки на 75-м этаже. Вместе с тем есть примеры проектов, расположенных вдали от исторического центра, например, кластер «Остров фортов» в Кронштадте.
Качественное наполнение
Еще несколько лет назад общественные пространства были более специализированными — приспособленными только под определенный формат. «Сейчас мы видим под одной крышей музыкальные и танцевальные фестивали, музейные экспозиции и выставки современных художников, лекции, деловые мероприятия»,— делится господин Тиктинский.
Действительно, наиболее заметные и популярные городские пространства объединяют в себе сразу несколько форматов и представляют собой многофункциональные площадки, ориентированные на мультимедийные и иммерсивные варианты взаимодействия с гостями. В целом роль диджитал-составляющей в креативных кластерах значительно возросла и будет развиваться и дальше, считает госпожа Шарыгина.
Собеседники Guide отмечают, что активное население (широкий спектр — от студентов до семей с детьми) стремится в места, где есть движение, творческая атмосфера и возможность получения новых положительных впечатлений и опыта от сочетания познавательного и развлекательного вариантов досуга. Такие площадки нередко объединяют десятки резидентов, среди которых могут быть представители сферы IT, дизайна, медиа, ритейла и креативных индустрий.
«Это эффективная практика, позволяющая творческим командам находить своих клиентов — потребителей креативного продукта»,— поясняет Евгения Кулеш, заместитель директора департамента стратегического консалтинга Nikoliers. По ее словам, это хороший инструмент для усиления синергии, а также формирования репутации и имиджа. При этом эксперт добавляет, что для успешного развития креативных кластеров важны не только интересные локации или здания (с историей, нетривиальной архитектурой), но и комфортные для резидентов арендные ставки, а также единое управление проектом.
Усиление синергии
Эксперты-урбанисты сходятся во мнении: положительные преобразования городской среды не только позитивно влияют на качество жизни граждан, но и сказываются на стоимости и инвестиционной привлекательности недвижимости. Так, примеры джентрификации ряда петербургских районов демонстрируют прямую взаимосвязь между улучшением среды и уровнем реализуемых девелоперских проектов. При этом большой вклад в «оживление» городской среды вносят и сами девелоперы. Эдуард Тиктинский, приводя в пример редевелопмент Левашовского хлебозавода и его преобразование компанией RBI в современное офисное пространство и общедоступный культурный центр, замечает, что после появления подобных объектов в локации стоимость жилья в ней вырастает на 5–10%.
Так, по словам госпожи Шарыгиной, создание креативного пространства на территории «Севкабель Порта» значительным образом изменило статус локации и способствовало появлению качественных проектов жилой и нежилой недвижимости. «"Севкабель Порт" изменил судьбу той части Васильевского острова. С Новой Голландией было примерно то же самое»,— замечает она. По мнению эксперта, позитивным образом на развитие локации у Арсенальной набережной повлияет и преобразование бывшего следственного изолятора № 1 «Кресты». О планах выставить данный лот на продажу за 1 млрд рублей недавно заявила госкорпорация «Дом.РФ». На его территории планируется создать арт-кластер.